Отчет комитета областной Думы

по государственному строительству и местному

самоуправлению о работе в 2014 году

 

 

Свою деятельность комитет в 2014 году осуществлял в соответствии с положениями Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, Положением о комитете по государственному строительству и местному самоуправлению, Планом работы Тюменской областной Думы на 2014 год, Планом законопроектных работ Тюменской областной Думы на 2014 год, Планом мероприятий Тюменской областной Думы на 2014 год по реализации Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2013 года, Планом мероприятий Тюменской областной Думы на 2014 год по реализации Послания Губернатора области В.В. Якушева Тюменской областной Думе «О положении дел в области» 2013 года.

За отчетный период комитетом по государственному строительству и местному самоуправлению (далее также комитет) проделана следующая работа.

В течение 2014 года состоялось 16 заседаний комитета.

На заседаниях комитета было рассмотрено более 450 вопросов и принято 433 решения комитета.

Из 131 закона Тюменской области, принятых областной Думой в 2014 году, 53 закона Тюменской области (один принят в первом чтении) подготовлены на рассмотрение областной Думы комитетом областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению из них 12 - приняты в соответствии с Планом законопроектных работ Тюменской областной Думы на 2014 год. Среди принятых законов 12 базовых:

1. Закон Тюменской области от 02.06.2014 № 38 «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области».

2. Закон Тюменской области от 02.06.2014 № 40 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области».

3. Закон Тюменской области от 02.06.2014 № 41 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области».

4. Закон Тюменской области от 07.07.2014 № 55 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области».

5. Закон Тюменской области от 06.10.2014 № 71 «Об объединении, упразднении отдельных населенных пунктов, входящих в муниципальное образование Омутинский муниципальный район Тюменской области, и о внесении изменений в отдельные законы Тюменской области».

6. Закон Тюменской области от  07.11.2014 № 83 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области».

7. Закон Тюменской области от 07.11.2014 № 84 «Об использовании копии Знамени Победы в Тюменской области».

8. Закон Тюменской области от 07.11.2014 № 85 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области».

9. Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 102 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

10. Закон Тюменской области от 26.12.2014 № 123 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области».

11. Закон Тюменской области от 26.12.2014 № 124 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Тюменской области».

12. Закон Тюменской области от 26.12.2014 № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области».

Один законопроект принят областной Думой по рекомендации комитета в первом чтении:

1. Проект закона Тюменской области № 1126-05 «Об осуществлении общественного контроля в Тюменской области» (принят в первом чтении 18.12.2014, постановление № 2503).

Всего за 2014 год субъектами права законодательной инициативы в Тюменскую областную Думу были внесены 58 законопроектов в сфере государственного строительства, местного самоуправления и по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности населения.

Из 53 законов, рассмотренных комитетом и принятых областной Думой: 20 законопроектов было внесено депутатами областной Думы, 12 – Губернатором области, 8 - комитетом по государственному строительству и местному самоуправлению, 2 - постоянной комиссией областной Думы по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам; 6 – депутатскими фракциями Тюменской областной Думы; 1 – Тюменским областным судом;       1 - прокурором Тюменской области; 2 – Избирательной комиссией Тюменской области; 1 – Думой Омутинского муниципального района.

Из 53 областных законопроектов 10 законопроектов рассмотрены комитетом и приняты областной Думой в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

 

В 2014 году по инициативе комитета депутаты Тюменской областной Думы в порядке законодательной инициативы внесли в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации  проект федеральных закона «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации» (постановление Тюменской областной Думы от 18 декабря 2014 г. № 2510).

На заседании комитета рассмотрены следующие проекты федеральных законов:

1. Проект федерального закона № 450100-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постановление областной Думы от 13.03.2014 № 1809).

2. Проект федерального закона № 442690-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения органа, уполномоченного составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (решение комитета от 01.04.2014 № 790).

3. Проект федерального закона № 454726-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (решение комитета от 01.04.2014 № 789).

4. Проект федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (решение комитета от 01.04.2014    № 788).

По инициативе комитета Тюменской областной Думой направлены поправки к проекту федерального закона № 471327-6 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (постановление областной Думой от 22 мая 2014 г. № 2080).

Также по инициативе комитета Тюменская областная Дума обратилась с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Совета Министров СССР от 19.07.1974 № 581-196 «О льготах работникам предприятий, учреждений и организаций Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности, имеющим Почетные звания «Заслуженный пилот СССР» и «Заслуженный штурман СССР» (постановление областной Думы от 22 мая 2014 г. № 2078).

 

В соответствии с Планом работы Тюменской областной Думы на
2014 год комитет организовал проведение следующих мероприятий в сфере государственного строительства, местного самоуправления, правопорядка и обеспечения безопасности:

1. 18 апреля 2014 года состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных образований Тюменской области.

2. 29 мая 2014 года состоялся Пятый областной форум «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

3. 05 июня 2014 года состоялось заседание Совета при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области.

4. 30 сентября 2014 года состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Законодательное обеспечение подготовки и переподготовки водителей
в автошколах Российской Федерации. Анализ качества подготовки водителей транспортных средств в Тюменской области».

5. 11 ноября 2014 года состоялось заседание комиссии по координации деятельности Правительства Тюменской области и Тюменской областной Думы по подготовке нормативных правовых актов Тюменской области.

6. 12 декабря 2014 года состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных образований Тюменской области.

7. 23 декабря 2014 года состоялось заседание Совета при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области.

 

 

1. Законодательная деятельность комитета в сфере государственного строительства и государственной гражданской службы.

Комитет в 2014 году на основе проводимого мониторинга законодательства Российской Федерации и Тюменской области во взаимодействии с Правительством области, прокурором области и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области своевременно приводил законодательство Тюменской области по вопросам федеративных отношений, государственного строительства и государственной гражданской службы в соответствие с федеральным законодательством.

С этой целью в 2014 году рассмотрен комитетом и областной Думой принят 31 закон Тюменской области.

В течение 2014 года в соответствии с федеральным законодательством дважды вносились изменения в Устав Тюменской области. Приняты следующие законы Тюменской области:

1. Закон Тюменской области от 02 июня 2014 года № 37 «О внесении изменений в Устав Тюменской области».

Данным Законом в целях реализации Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» граждан, проживающих в Тюменской области, реализующих указанное право в порядке, установленном законом Тюменской области, наделили правом законодательной инициативы.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» Устав Тюменской области дополнен новым пунктом, устанавливающим, что Правительство Тюменской области осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих в Тюменской области, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия.

2. Закон Тюменской области от 07 ноября 2014 года № 76 «О внесении изменений в Устав Тюменской области».

Данный Закон принят в соответствии с Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом от 04.06.2014  № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации». В связи с исключением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из судебной системы Российской Федерации, соответствующие изменения были внесены в статьи 28 и 44 Устава Тюменской области.

Также часть 3 статьи 41 Устава Тюменской области была дополнена нормой о том, что порядок организации деятельности и принятия решений Правительства области, а также полномочия и порядок деятельности Президиума Правительства области устанавливаются Регламентом Правительства области.

В связи с принятием поправок в Устав Тюменской области и наделения граждан, проживающих в Тюменской области, реализующих указанное право в порядке, установленном законом Тюменской области, правом законодательной инициативы на заседаниях комитета рассмотрен и Тюменской областной Думой принят Закон Тюменской области от 2 июня 2014 года № 38 «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области». Данным Законом в целях установления дополнительных гарантий обеспечения учета интересов населения при осуществлении законодательного регулирования общественных отношений определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом Тюменской области порядок реализации гражданской законодательной инициативы в Тюменской областной Думе.

В 2014 году комитетом был рассмотрен и депутатами областной Думы принят еще один базовый Закон Тюменской области от 7 ноября 2014 года № 84 «Об использовании копии Знамени Победы в Тюменской области». Данный Закон в целях увековечения народного подвига в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов определил порядок использования копии Знамени Победы на территории Тюменской области.

В 2014 году Законом Тюменской области от 07 ноября 2014 № 83 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области» были внесены изменения в Закон Тюменской области от 12.03.2001 № 276 «Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы». Данным Законом в наименовании и части первой статьи 27 областного Закона слова «правовые акты областной Думы» и «решения областной Думы» заменены словами «нормативные правовые акты Тюменской областной Думы», так как в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

В течение 2014 года неоднократно вносились изменения в Закон Тюменской области от 03.06.2003 № 139 «Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области» (законы Тюменской области от 24.03.2014 № 15, от 02.06.2014 № 41, от 02.06.2014 № 42, от 10.06.2014 № 48, от 26.12.2014 № 126) в связи с необходимостью приведения областного законодательства
в соответствие с требованиями федеральных законов от 03.02.2014 № 14-ФЗ,
от 21.02.2014 № 19-ФЗ от 21.12.2013 № 364-ФЗ, от
05.05.2014 № 95-ФЗ,
от 14.10.2014 № 306-ФЗ которыми:

- предусмотрено, что документы, необходимые для регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, предоставляются кандидатом лично (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов), тем самым предусмотрев право кандидата, выдвинутого в списке кандидатов, представлять указанное письменное уведомление только соответственно, в организующую выборы избирательную комиссию или в окружную избирательную комиссию через уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего этот список кандидатов;

- установлено, что закупки бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов Губернатора Тюменской области, депутатов Тюменской областной Думы, референдума Тюменской области  осуществляются Избирательной комиссией Тюменской области или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями. Такие закупки осуществляются на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определяемых Правительством Российской Федерации по предложениям Правительства области не реже одного раза в пять лет. Кроме того, установлено, что при проведении выборов Губернатора Тюменской области, депутатов Тюменской областной Думы, референдума Тюменской области используются стационарные и переносные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

- уточнены отдельные ограничения пассивного избирательного права (права быть избранным) лиц, имеющих судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Кроме этого, установлена дополнительная обязанность всех кандидатов, участвующих в выборах, указывать в сведениях о себе информацию о судимости, которая была снята или погашена. Указанные сведения о кандидате должны быть размещены на информационном стенде в помещении для голосования и указаны в избирательном бюллетене, в который внесен соответствующий кандидат. Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2014 № 28-П предусмотрены изменения при передачи вакантного депутатского мандата в ходе первоначального распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов при определении результатов выборов депутатов Тюменской областной Думы по единому избирательному округу. Предлагается передавать вакантный депутатский мандат Тюменской областной Думы в порядке очередности нахождения зарегистрированных кандидатов в списке кандидатов, допущенном к распределению депутатских мандатов;

- определена процедура проведения областного и местных референдумов, в частности закреплено, что в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство о выдвижении референдума подписывается всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума;

- уточнены отдельные нормы, регулирующие порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями на выборах различных уровней;

- предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления голосование против всех кандидатов не проводится, строка «Против всех кандидатов» в избирательном бюллетене не помещается.

По инициативе комитета в 2014 году в связи с изменением федерального законодательства четырежды вносились изменения в Закон Тюменской области от 27.06.1994 № 1 «О статусе депутата Тюменской областной Думы»:

1) Законом Тюменской области от 07 июля 2014 года № 59 «О признании утратившей силу статьи 16 Закона Тюменской области «О статусе депутата Тюменской областной Думы» статья 16 «Право депутата требовать устранения нарушения Закона» была признана утратившей силу в связи с тем, что вопросы осуществления контрольными и правоохранительными органами проверочных и иных мероприятий, выявления и пресечения нарушения законодательных актов регламентированы положениями федерального законодательства, в частности федеральными законами  «О прокуратуре Российской Федерации», «О полиции», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2) Законом Тюменской области от 07 ноября 2014 года № 79 «О внесении изменения в статью 22 Закона Тюменской области «О статусе депутата Тюменской областной Думы» внесены изменения в часть пятую статьи 22 «Охрана трудовых прав депутата областной Думы» предусматривающую, что за депутатом областной Думы, работающим на профессиональной постоянной основе, и супругой (супругом), уволенной (уволенным) в связи с переездом, сохраняются: заработная плата по прежнему месту работы. Данное положение исключено из действующего закона.

3) Законом Тюменской области от 07 ноября 2014 года № 83 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области» часть 4 статьи 19 областного Закона изложена в новой редакции, в соответствии с которой депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Тюменской области, в порядке, регулируемом уставами редакций средств массовой информации.

4) Законом Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 121 «О внесении изменения в статью 4 Закона Тюменской области «О статусе депутата Тюменской областной Думы». Данным законом пункт «л» части первой статьи 4 признан утратившим силу.

Законом Тюменской области от 6 октября 2014 года №  69 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О гербе и флаге Тюменской области» были внесены изменения в статью 2 областного Закона, которыми дополнен  перечень случаев использования Полного герба Тюменской области, а также установлена норма о том, что иные случаи использования полного герба Тюменской области устанавливаются Губернатором Тюменской области. Также внесены изменения в статью 5 областного Закона, которыми дополнен перечень помещений, в которых воспроизводится Полный герб Тюменской области. Внесены изменения в статьи 10, 12 и 20 об использовании Флага Тюменской области Советом муниципальных образований Тюменской области. 

Дважды вносились изменения в Закон Тюменской области «О наградах и почетных званиях Тюменской области», а именно:

1) Законом Тюменской области от 6  октября 2014 года № 70 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О наградах и почетных званиях Тюменской области» были учреждены новые награды Тюменской области - медаль «Отцовская доблесть» и знак отличия Тюменской области "За мужественный поступок", а также изменен основания, порядок и последствия лишения наград и почетных званий Тюменской области, восстановление в правах на них.

2) Законом Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 122 «О внесении изменений в статью 10 Закона Тюменской области «О наградах и почетных званиях Тюменской области» внесены изменения в статью 10, которыми установлен порядок вручения наград, нагрудных знаков и удостоверений к ним при награждении коллективов организаций, а именно установлено, что в случае награждения коллективов организаций независимо от их организационно-правовых форм награда вручается руководителю организации или иному представителю, уполномоченному руководителем организации.

 

Также комитетом продолжена работа по приведению в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством законов Тюменской области, регулирующих вопросы государственной гражданской службы, в частности, приняты следующие законы Тюменской области:

1. Закон Тюменской области от 24 марта 2014 года № 10 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О государственной гражданской службе Тюменской области». Данным Законом для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения ведущих должностей государственной гражданской службы - не менее одного года стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности, направлению подготовки. А также введена новая статья 20.2, предусматривающая ротацию государственных гражданских служащих Тюменской области.

2. Закон Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 127 «О внесении изменений в статью 16 Закона Тюменской области «О государственной гражданской службе Тюменской области». Данный Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым  определен новый понятийный аппарат в сфере образования. Так, в настоящее время дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми, а понятие «дополнительные образовательные услуги» заменено на «платные образовательные услуги». В связи с этим внесены изменения в пункт 3 части 1 статьи 16 областного Закона.

Комитетом рассмотрены в 2014 году четыре законопроекта о внесении изменений в Закон Тюменской области «О государственных должностях в Тюменской области»:

1. Закон Тюменской области от 2 июня 2014 года № 40 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области». Данным Законом внесены изменения в порядок представления лицами, замещающими государственные должности Тюменской области в Тюменской областной Думе, сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Закон Тюменской области от 7 июля 2014 года № 55 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области». Данным Законом перечень государственных должностей Тюменской области дополнен должностями: Вице-губернатор Тюменской области; первый заместитель Губернатора Тюменской области; заместитель Губернатора Тюменской области; заместитель Губернатора Тюменской области; руководитель исполнительного органа государственной власти Тюменской области; руководитель исполнительного органа государственной власти Тюменской области - член Правительства Тюменской области с правом решающего голоса и установлены основные гарантии деятельности лиц, замещающих вышеназванные государственные должности Тюменской области.

3. Законом Тюменской области от 2 декабря 2014 года № 98 «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О государственных должностях в Тюменской области» в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлен порядок увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Тюменской области, в связи с утратой доверия.

4. Законом Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 120 «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О государственных должностях в Тюменской области» в Перечень государственных должностей Тюменской области включена новая должность - Депутат Тюменской областной Думы, осуществляющий полномочия на профессиональной постоянной основе.

Также и Закон Тюменской области «О Реестре должностей государственной гражданской службы Тюменской области» корректировался по инициативе комитета дважды в 2014 году и изменения в него внесены следующими законами Тюменской области:

1. Законом Тюменской области от 7 июля 2014 года № 55 «О внесении изменений в некоторые законы Тюменской области» был откорректирован Перечень должностей государственной гражданской службы категории "руководители" раздела I «Перечень должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти Тюменской области».

2. Законом Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 128 «О внесении изменения в Закон Тюменской области "О Реестре должностей государственной гражданской службы Тюменской области» часть "Ведущие должности гражданской службы" Перечня должностей государственной гражданской службы категории "специалисты" раздела II дополнена должностью "Референт".

Трижды вносились изменения в Закон Тюменской области от 07.03.2003 № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области»:

1. Законом Тюменской области от 24 марта 2014 года № 14 «О внесении изменений в статью 34 Закона Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» уточнен порядок вступления в силу нормативных правовых актов Губернатора области и Правительства области.

2. Законом Тюменской области от 24 апреля 2014 года №  22 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» областной Закон дополнен нормой, устанавливающей порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тюменской области и экспертизы нормативных правовых актов Тюменской области.

3. Законом Тюменской области от 7 июля 2014 года № 56 «О внесении изменения в статью 32 Закона Тюменской области «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» установлен еще один источник официального опубликования нормативных правовых и правовых актов - официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)".

Закон Тюменской области 11.11.1998 № 54 «Об Уполномоченном по правам человека в Тюменской области» корректировался в течение 2014 года:

1. Законом Тюменской области от 7 июля 2014 года № 58 «О внесении изменения в Закон Тюменской области "Об Уполномоченном по правам человека в Тюменской области» введен институт общественных помощников Уполномоченного по правам человека в Тюменской области. Данный институт создан с целью содействия Уполномоченному по правам человека в Тюменской области в деятельности по защите, соблюдению и восстановлению нарушенных прав граждан, проживающих в Тюменской области.

2. Законом Тюменской области от 2 декабря 2014 года № 101 «О внесении изменения в статью 14 Закона Тюменской области "Об Уполномоченном по правам человека в Тюменской области» срок представления Уполномоченным по правам человека в Тюменской области информации о своей деятельности в Тюменскую областную Думу увеличен до трех месяцев по окончании календарного года.

В соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" постановлением Тюменской областной Думы от 25 сентября 2014 г. №  2249 «О внесении изменений в статью 147 Регламента Тюменской областной Думы» были внесены изменения в Регламент Тюменской областной Думы, уточняющие требования к кандидату для наделения его полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

На заседании комитета 4 февраля 2014 года и на заседании Думы 13 февраля 2014 года была заслушана информация Уполномоченного по правам человека в Тюменской области о своей деятельности.

На заседании комитета рассмотрено и на заседании  Тюменской областной Думы 22 мая 2014 г. депутатами одобрено  Соглашение между Тюменской областной Думой и Самарской Губернской Думой о сотрудничестве в законотворческой деятельности, 04 марта 2014 года на заседании комитета рассмотрено и на заседании  Тюменской областной Думы 13.03.2014 одобрено Соглашение о сотрудничестве Правительства Тюменской области, Тюменской областной Думы и федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт социологии Российской академии наук» на 2014 – 2016 годы».

На заседании комитета 26 июня 2014 года и на заседании Думы 26 июня 2014 года был рассмотрен Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа о порядке и условиях проведения выборов Губернатора Тюменской области в 2014 году, который одобрен депутатами Тюменской областной Думы, постановление № 2094.

 

На заседании комитета 16 сентября 2014 года в соответствии с Планом работы Тюменской областной Думы на 2014 год была  заслушана информация о реализации Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 318 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Тюменской области».

В соответствии с постановлением Тюменской областной Думы                            от 10 апреля 2014 г. № 1854 «Об отчете Губернатора Тюменской области о результатах деятельности Правительства Тюменской области за 2013 год» комитетом областной Думы были обобщены предложения, высказанные депутатами областной Думы в ходе обсуждения ежегодного отчета Губернатора Тюменской области о результатах деятельности Правительства Тюменской области, и представлены в Совет Тюменской областной Думы.

В соответствии с Регламентом Тюменской областной Думы комитетом областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению был сформирован проект Плана законопроектных работ Тюменской областной Думы на 2015 год, который впоследствии рассмотрен              11 ноября 2014 года на заседании комиссии по координации деятельности Правительства Тюменской области и Тюменской областной Думы по подготовке нормативно-правовых актов Тюменской области, на заседании комитета и утвержден на заседании Тюменской областной Думы 20 ноября 2014 года.

На заседаниях комитета было рассмотрено и внесено на обсуждение областной Думы 119 предложений по награждению Почетной грамотой Тюменской областной Думы. Комитетом рассмотрено 12 ходатайств о награждении Благодарственным письмом Тюменской областной Думы и 114 кандидатуры представлены к награждению Почетным нагрудным знаком Тюменской областной Думы.

В соответствии с Планом работы Тюменской областной Думы на 2014 год комитет организовал подготовку и проведение в сфере законодательной деятельности и государственной гражданской службы следующих  мероприятий:

1. 28 января 2014 года состоялось  заседание рабочей группы по рассмотрению информации прокурора Тюменской области от 16.12.2013 на Закон Тюменской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Тюменской области «О статусе депутата Тюменской областной Думы».

2. 21 марта 2014 года состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению поправок к проекту закона Тюменской области № 985-05 «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области».

3. 05 июня 2014 года состоялось заседание Совета при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области.

4. 11 ноября 2014 года состоялось заседание комиссии по координации деятельности Правительства Тюменской области и Тюменской областной Думы по подготовке нормативных правовых актов Тюменской области.

5. 23 декабря 2014 года состоялось заседание Совета при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области.

 

 

2. Законодательная деятельность комитета в сфере  местного самоуправления и муниципальной службы.

За текущий период комитет продолжил работу по приведению в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодательства Тюменской области, регулирующего вопросы административно-территориального устройства Тюменской области, установления границ муниципальных образований Тюменской области и наделения их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения, а также наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на очередной финансовый год.

Всего комитетом рассмотрено и областной Думой принято 13 законов Тюменской области по вопросам местного самоуправления, из них 4 базовых законов.

Законом Тюменской области от 06 октября 2014 года № 71 «Об объединении, упразднении отдельных населенных пунктов, входящих в муниципальное образование Омутинский муниципальный район Тюменской области, и о внесении изменений в отдельные законы Тюменской области» были объединены населенные пункты, расположенные в границах Большекрасноярского сельского поселения Омутинского муниципального района Тюменской области, в форме присоединения деревни Романовка
к деревне Томская, а также была упразднена
деревня Норная Журавлевского сельского поселения, расположенная в границах Омутинского муниципального района Тюменской области, в связи с прекращением существования. Соответствующие изменения были внесены в законы Тюменской области
«Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения», «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области», «О труднодоступных и отдаленных местностях Тюменской области».

В целях реализации Федерального закона от 27.05.2014
№ 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» комитетом были рассмотрены и  приняты областной Думой следующие законы Тюменской области:

1. Закон Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 124 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Тюменской области», которым закрепляются отдельные вопросы местного значения за сельскими поселениями, входящими в состав Тюменского муниципального района предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 13.1, 15, 18, 22, 23, 26, 31, 33.1, 33.2, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);

- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля (за исключением капитального ремонта муниципального жилищного фонда сельских поселений, приобретения и (или) строительства жилых помещений);

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также
в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
и экстремизма в границах поселения;

- создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

- создание условий для массового отдыха жителей поселения
и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

- предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

- до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

- осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

 

2. Закон Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 125
«О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области», которым к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований Тюменской области по осуществлению муниципального жилищного контроля, отдельные полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия
по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.

Кроме того, данным Законом Тюменской области внесены изменения
в Закон Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения
и управления государственными землями Тюменской области» в связи
с перераспределением полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Указанный Закон  Тюменской области вступает в силу с 1 января 2015 года и действует
до 31 декабря 2019 года (с начала очередного финансового года и на пятилетний срок полномочий Тюменской областной Думы).

3. Закон Тюменской области от 07 ноября 2014 года № 80 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О местном самоуправлении в Тюменской области», который закрепил сложившуюся в Тюменской области модель осуществления местного самоуправления. Указанный Закон Тюменской области не предусматривает создание  в Тюменской области городских округов с внутригородским делением.

Законом определены два альтернативных варианта формирования представительного органа муниципального района: путем прямых выборов либо путем делегирования глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений. Конкретный способ формирования представительного органа муниципального района будет определяться уставом муниципального района. Кроме того, указанным Законом Тюменской области установлено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 102 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 год и на плановый период 2016
и 2017 годов», которым органы местного самоуправления наделяются 36 отдельными государственными полномочиями:

– в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения;

– в сфере молодежной политики;

– в сфере физической культуры и спорта;

– в сфере архивного дела;

в сфере материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных и малонаселенных местностях;

– по государственной регистрации актов гражданского состояния;

– по поддержке сельскохозяйственного производства;

– по созданию и организации деятельности административных комиссий;

– по поддержке труднодоступных территорий;

– по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений;

по капитальному ремонту жилищного фонда Тюменской области;

– по принятию решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и заключению договора социального найма жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с гражданами, имеющими право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и по принятию решения о предоставлении жилых помещений гражданам, обеспечиваемым жильем в соответствии со статьей 9.2 Закона Тюменской области «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области»;

– по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;

– по участию в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

– по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов;

– по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Тюменской области об административной ответственности;

– по организации транспортного обслуживания населения  автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении;

– по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом;

– по формированию торгового реестра Тюменской области;

– по организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения;

– по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Тюменской области и  осуществлению контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси,  требований, установленных частью 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением осуществления контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси);

– по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений;

– по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности Тюменской области. 

В течение 2014 года неоднократно вносились изменения в Закон Тюменской области от 01.11.2013 № 85 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
(законы Тюменской области о
т 28.02.2014 № 4; от 06.10.2014 № 72; от 07.11.2014 № 85) касающиеся наделения дополнительными государственными полномочиями
по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также по дополнительному финансовому обеспечению мероприятий по организации питания обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию
основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования).

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 20.08.2013 №144 «Об утверждении разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ», а также в целях обеспечения  единообразного подхода к ведению федерального регистра и регистра муниципальных нормативных правовых актов Тюменской области комитетом рассмотрен и принят областной Думой Закон Тюменской области  от 07.07.2014 № 60 «О внесении изменения в статью 16.3 Закона Тюменской области «О местном самоуправлении в Тюменской области», согласно которому был увеличен срок для включения муниципальных актов и дополнительных сведений о них в областной регистр с 3 до 14 рабочих дней.

В целях приведения норм областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством, а также в соответствии с информацией прокурора Тюменской области от 15.05.2014 № 7/1-06-2014-4/4064 Законом Тюменской области от 02.12.2014 № 114 «О внесении изменения в статью 13 Закона Тюменской области «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области» были внесены изменения, устанавливающие порядок информирования населения соответствующего муниципального образования о необходимых затратах на присвоение наименования географическому объекту или переименование географического объекта,  а также порядок выявления мнения населения по вопросу присвоения наименования географическому объекту или о переименовании географического объекта.

В течение 2014 года трижды вносились изменения в Закон Тюменской области от 03.06.2004 № 234 «О местном референдуме в Тюменской области» (законы Тюменской области от 02.06.2014 № 41, от 07.11.2014 № 86, от 26.12.2014 № 123) в связи с необходимостью приведения областного законодательства в соответствие с требованиями федеральных законов
от 21.12.2013 № 364-ФЗ,
от 05.05.2014 № 95-ФЗ, от 14.10.2014 № 306-ФЗ, касающиеся осуществления закупок бюллетеней, открепительных удостоверений
, специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов, уточнены нормы, регулирующие порядок заполнения данных об участнике референдума в подписном листе и составления протокола об итогах сбора подписей участников референдума, а также порядок реализации инициативы проведения местного референдума.

 

Кроме того, комитетом был рассмотрен и поддержан (постановление областной Думы от 10.04.2014 № 1886) проект федерального закона
№ 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
с учетом подготовленного отзыва указанным законопроектом предлагается ввести
двухуровневую модель организации местного самоуправления и распространить на крупные городские округа.
Для этого вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район, уточняется перечень вопросов местного значения поселений, порядок осуществления перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и др.).

В соответствии с Планом работы Тюменской областной Думы на 2014 год комитет организовал проведение следующих мероприятий в сфере местного самоуправления:

18.04.2014 состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных образований Тюменской области;

12.12.2014 состоялось заседание Совета представительных органов муниципальных образований Тюменской области, в рамках которого прошел семинар-совещание для руководителей представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих, обеспечивающих деятельность представительных органов муниципальных образований Тюменской области. В работе заседания Совета и семинара-совещания приняли участие депутаты Тюменской областной Думы, представители исполнительных органов государственной власти Тюменской области, прокуратуры Тюменской области, Избирательной комиссии Тюменской области, Управления Минюста России по Тюменской области. 

 

3. По вопросам обеспечения правопорядка и безопасности населения.

В соответствии с Планом работы Тюменской областной Думы на 2014 год на заседании комитета областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению и на заседании областной Думы (постановление областной Думы № 1783 от 13.03.2014) рассмотрен вопрос «Об информации начальника УМВД России по Тюменской области, прокурора Тюменской области о состоянии охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в Тюменской области», на основании указанных информаций, определены приоритетные направления и мероприятия по реализации данного постановления.

Соответствующим постановлением областной Думы УМВД России по Тюменской области рекомендовано считать приоритетными направлениями деятельности в 2014 году:

- повышение раскрываемости преступлений, совершенных на территории области;

- проведение комплекса оперативно-профилактических мероприятий, направленных на снижение преступности;

- поддержание мер комплексного обеспечения противодействия экстремизму в Тюменской области, в том числе с использованием сети Интернет;

- усиление работы по выявлению и пресечению коррупции;

- снижение уровня аварийности на дорогах и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий;

- дальнейшее осуществление комплекса мер, направленных на противодействие незаконной миграции на территории области;

- продолжить проведение комплекса оперативно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление экономической безопасности области, защиту от преступных посягательств на бюджетные средства;

- продолжить укрепление материально-технической базы подразделений УМВД РФ по Тюменской области и внедрение современных технических средств, в целях повышения безопасности дорожного движения.

Правительству Тюменской области:

- продолжить работу по реализации и своевременному финансированию долгосрочных целевых программ:

- «Комплексной программы по профилактике правонарушений, проявлений терроризма и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области»;

 - «Повышение безопасности дорожного движения в Тюменской области»;

- в целях обеспечения прав работников на своевременную оплату труда продолжить взаимодействие с региональными органами государственной власти, местного самоуправления, контролирующими органами в рамках областной межведомственной рабочей группы по погашению задолженности по зарплате;

- развивать систему антинаркотической рекламы с использованием средств общественной коммуникации: на общественном транспорте, в торговых центрах и прочих местах массового пребывания граждан, в том числе в учреждениях досуга, пользующихся популярностью среди молодежи.

Органам местного самоуправления Тюменской области:

- считать приоритетным направлением в деятельности работу по предупреждению и снижению уровня аварийности, тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и смертности в результате ДТП, продолжить работу по профилактике подростковой преступности, пьянства и алкоголизма среди населения, а также привлечению общественности к охране общественного порядка;

- в рамках осуществления муниципального нормотворчества повысить оперативность совершенствования действующей нормативной базы в целях обеспечения ее соответствия федеральному законодательству;

- уделять первостепенное внимание вопросам работы по рассмотрению поступающих обращений граждан и юридических лиц;

- проводить работу по организации пожарной безопасности в населенных пунктах, территории которых прилегают к лесным массивам;

- активизировать работу по привлечению к административной ответственности лиц, за нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов.

 

В соответствии с Планом работы Тюменской областной Думы на 2014 год 16 сентября 2014 года на заседании комитета областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению рассмотрена информация Правительства Тюменской области, Администрации города Тюмени, Управления Министерства внутренних дел России по Тюменской области о реализации Закона Тюменской области от 07.06.2012 № 46 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств». В целях реализации Закона в Тюменской области созданы и осуществляют деятельность по хранению задержанных транспортных средств 21 специализированная стоянка, в том числе 7 специализированных стоянок функционируют в городе Тюмени.

Перемещение задержанных транспортных средств осуществляют
42 эвакуатора, в том числе 26 эвакуаторов в городе Тюмени.

В Бердюжском, Казанском, Сорокинском, Армизонском, Юргинском, Вагайском и Аромашевском муниципальных районах Тюменской области специализированные стоянки и эвакуаторы отсутствуют.

Для обеспечения реализации Закона в муниципальных образованиях Тюменской области необходимо дополнительно создать 13 специализированных стоянок.

По информации Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, в январе - июне 2014 года за нарушения правил стоянки в городе Тюмени возбуждено 10039 дел об административных правонарушениях (за аналогичный период 2013 года - 10144 дела), эвакуировано 9579 единиц автотранспорта (за период январь - июнь
2013 года - 5207 единиц автотранспорта). В среднем, ежесуточно,
за нарушение правил стоянки в областном центре эвакуируется от 50 до 70 автомобилей.

В январе - июне 2014 года в Тюменской области за нарушения ПДД, влекущие задержание транспортных средств, было привлечено к административной ответственности 10274 водителя (за аналогичный период 2013 года - 9186 водителей), эвакуировано 7087 единиц автотранспорта (за аналогичный период 2013 года - 6289 единиц автотранспорта), в т.ч. 4667
за управление автотранспортом в состоянии опьянения, 1080 за управление автотранспортом без документов, предусмотренных ПДД, 263
за управление автотранспортом водителями, лишёнными права управления, 1077 за управление автотранспортом водителями, не имеющими права управления.

В ходе реализации Закона была выявлена необходимость нормативного закрепления момента начала и окончания перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, а так же запрета перемещения транспортного средства, если причина задержания может быть устранена до начала движения транспортного средства осуществляющего эвакуацию (письмо врио начальника УМВД России по Тюменской области
С.И. Сидаша от 04.06.2014 № 17/5-3154).

В целях защиты прав граждан и устранения указанного пробела
в законодательстве Тюменской области 08 июля 2014 года в Тюменскую областную Думу внесен
проект закона Тюменской области № 1088-05
«О внесении изменений в статью 1 Закона Тюменской области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств».

 

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона Тюменской области «Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы», Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», распоряжением председателя областной Думы от 04.07.2012 № 127-рп «О Положении о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов, принятых Тюменской областной Думой», постановлением Тюменской областной Думы от 19.12.2013 № 1664 «О Плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, принятых Тюменской областной Думой, на 2014 год», статьей 14 Регламента Тюменской областной Думы, распоряжением председателя Тюменской областной Думы от 26.02.2014 № 38-рп утвержден План организационно-технических и исследовательских мероприятий по мониторингу правоприменения Кодекса Тюменской области об административной ответственности.

В целях реализации Плана организационно-технических
и исследовательских мероприятий по мониторингу правоприменения Кодекса проделана следующая работа.

Подготовлены и направление запросы с целью получения информации
о ходе правоприменения
Кодекса, обобщены и проанализированы предложения и материалы, поступившие от органов государственной власти Тюменской области, граждан, направленные на совершенствование Кодекса. Проведено социологическое исследование «Изучение общественного мнения по вопросам реализации отдельных положений Кодекса Тюменской области
об административной ответственности, также проведен анализ правоприменения Кодекса.

Распоряжением председателя Тюменской областной Думы от 11.12.2013
№ 215-рп создана рабочая
по разработке проекта закона Тюменской области «О внесении изменений в Кодекс Тюменской области об административной ответственности».

В течении 2014 года состоялось 6 заседаний рабочей группы, на которых было рассмотрено 49 предложений в Кодекс от депутатов Тюменской областной Думы, Правительства Тюменской области, Администрации города Тюмени, УМВД России по Тюменской области, прокуратуры Тюменской области.

По итогам работы указанной рабочей группы был разработан и принят Закон Тюменской области от 02.06.2014 № 39 «О внесении изменений в Кодекс Тюменской области об административной ответственности».

 

Всего комитетом рассмотрено и областной Думой принято 8 законов Тюменской области в сфере обеспечения правопорядка и безопасности населения.

 

Закон Тюменской области от 02 июня 2014 года № 39 «О внесении изменений в Кодекс Тюменской области об административной ответственности». Законом признаны утратившими силу статьи: 2.1, 3.8, 3.16, 4.6, 4.7, 4.8, статья 1.16 - в части слов «а также нарушение иных запретов, установленных правилами охраны жизни людей на воде и правилами пользования водными объектами для плавания», признанные Тюменским областным судом противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Кроме того, приняты следующие уточняющие и редакционные поправки.

Исключена часть 2 статьи 2 Кодекса, поскольку в соответствии со статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства
об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности только за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Учитывая положения пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ, части 1 статьи 2 Кодекса, которыми установлено, что к ведению Тюменской области
в сфере законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушения правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Тюменской области, статья 4 Кодекса изложена в уточненной
редакции.

Статья 1.3 Кодекса признана утратившей силу в связи с исключением
из перечня л
иц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (исключением должностных лиц органов внутренних дел (полиции)).

Вопросы содержания животных регламентированы как на федеральном уровне, так и на уровне Тюменской области. Кроме того, как таковых «правил отлова безнадзорных животных» ни федеральное законодательство, ни законодательство Тюменской области не содержит. Отдельные вопросы отлова животных регламентированы федеральными актами и Законом Тюменской области № 130. Изменения статьи 1.14 Кодекса охватывает правоотношения, регламентируемые данной статьей, не затрагивая правоотношения, регламентированные федеральными актами.

В новой редакции статьи 1.21 Кодекса, устанавливающей административную ответственность за жестокое обращение с животными, повлекшее гибель или увечье животного, увеличен административный штраф для граждан до двух тысяч рублей и установлен административный штраф для юридических лиц до десяти тысяч рублей.

Конкретизировано положение статьи 3.7 Кодекса, устанавливающее ответственность за непринятие мер по недопущению бесконтрольного доступа в подвалы, техподполья, на чердаки и другие подсобные помещения.

В связи с тем, что отношения в сфере организации торговых мест
на рынке, планировки, перепланировки и застройки рынка, реконструкции
и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений регламентируются федеральным законодательством признана утратившей силу статья 3.9 Кодекса, устанавливающую ответственность за нарушение требований по оборудованию и оформлению торговых мест на рынке, планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий
, сооружений и находящихся в них помещений, установленных нормативными актами Тюменской области.

В статье 3.21 предусмотрено увеличение размера штрафа до пяти тысяч рублей за нецелевое использование гражданином древесины, заготовленной для собственных нужд по договорам купли-продажи лесных насаждений.

В статье 3.26 Кодекса установлены размеры штрафов, аналогичные установленным в КоАП РФ в связи с тем, что после введения соответствующей нормы в КоАП РФ санкции за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей предусмотренные
на федеральном и областном уровнях отличались на порядок.

Глава 4 дополнена статьей 4.11, устанавливающей административную ответственность за нарушение порядка предоставления сведений, необходимых для ведения регионального кадастра отходов Тюменской области.

Также внесены уточняющие поправки в части составления
и рассмотрения протоколов
об административных правонарушениях в связи
с решением Тюменского областного суда и признанием ряда статей Кодекса утратившими силу.

 

Закон Тюменской области от 24 марта 2014 года № 13 «О внесении изменений в Кодекс Тюменской области об административной ответственности». Глава 3 Кодекса Тюменской области об административной ответственности дополнена статьей 3.27 «Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области», которая устанавливает ответственность за вмешательство должностных лиц в деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области с целью повлиять на его решения и за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области в иной форме.

Закон Тюменской области от 7 ноября 2014 года № 81 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «Об участии жителей Тюменской области в обеспечении общественного порядка».

Принят в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014
№ 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон) установлены принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

В соответствии с положениями Федерального закона предусмотрена возможность создания уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области и органами местного самоуправления координирующих органов (штабов) народных дружин, устанавливается порядок их деятельности.

В частности закреплено, что в штаб народных дружин могут входить командиры народных дружин, представители уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области или органа местного самоуправления, принявшего решение о создании штаба народных дружин, представители территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Штаб народных дружин возглавляет начальник штаба народных дружин. Заседания штаба народных дружин проводятся не менее одного раза в три месяца. Порядок избрания начальника штаба народных дружин, проведения заседаний, принятия и оформления решений штаба народных дружин устанавливаются положением о штабе народных дружин, утверждаемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области или органом местного самоуправления, принявшим решение о создании штаба.

Кроме того, определена отличительная символика, а также образец и порядок выдачи удостоверения народного дружинника.

 

 

Закон Тюменской области от 7 ноября 2014 года № 82 «О внесении изменения в статью 13 Закона Тюменской области «О мировых судьях в Тюменской области». Настоящий Закон принят в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 276-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и Федерального конституционного закона от 21.07.2014
№ 13-ФКЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», вступающих в силу с 01.01.2015.

Согласно положениям вышеуказанных нормативных правовых актов обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством положений Закона Тюменской области «О мировых судьях в Тюменской области» внесены изменения в статью 13 областного Закона, в соответствии с которыми обеспечение служебными жилыми помещениями мировых судей исключены из расходных обязательств Тюменской области.

 Закон Тюменской области от 2 декабря 2014 года № 97 «О внесении изменений в Кодекс Тюменской области об административной ответственности». Закон принят с целью приведения Кодекса Тюменской области об административной ответственности в соответствие с федеральным законодательством и обеспечения возможности надлежащего исполнения органами местного самоуправления полномочий по осуществлению муниципального контроля, статья 5.3.1. Кодекса Тюменской области об административной ответственности дополнена частью 4, закрепляющей перечень должностных лиц органов местного самоуправления, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 КоАП РФ.

Правом составлять протоколы наделены руководители органов местной администрации, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в соответствии с действующим законодательством, их заместители, а также иные специалисты указанных органов, к полномочиям которых относится осуществление муниципального контроля.

Закон Тюменской области от 2 декабря 2014 года № 99 «О внесении изменений в Кодекс Тюменской области об административной ответственности». Федеральным законом от 21.07.2014 № 247-ФЗ часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

В целях реализации указанных положений федерального законодательства, Законом изложены в новой редакции наименование главы 1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и откорректировать содержание данной главы. Кроме того, откорректированы наименование и содержание главы 2 областного Кодекса, а также в связи с новыми редакциями глав 1 и 2 данного Кодекса внесены редакционные изменения в иные положения Кодекса Тюменской области об административной ответственности.

Закон Тюменской области 2 декабря 2014 года № 100 «О внесении изменения в статью 10 Закона Тюменской области «О мировых судьях в Тюменской области».

В связи с принятием Федерального Закона № 293-ФЗ от 4 октября 2014г. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» внесены изменения, увеличивающие количество судебных участков в Тюменской области с 64 до 67, на 2 судебных участка увеличено в Ленинском судебном районе г. Тюмени, на 1 судебный участок в Тюменском судебном районе.

Закон Тюменской области от 2 декабря 2014 года № 113 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку,
их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств».

Закон принят с целью необходимости установления точной формулировки понятий «начало перемещения задержанного транспортного средства», «окончание перемещения транспортного средства» и запрета перемещения транспортного средства, если причина задержания может быть устранена до начала движения транспортного средства.

Согласно Закону, началом перемещения задержанного транспорта является отрыв колес одной или более оси от земли при его погрузке. Если причины задержания устранены до этого момента, автомобиль возвращается владельцу без оплаты расходов на перемещение и хранение. После отрыва, оплата на погрузку обязательна и осуществляется непосредственно по месту задержания.

Устранением причин задержания автомобиля относятся:

- возможность установления личности нарушителя и составления протокола об административном правонарушении на месте нарушения;

- устранение препятствий для движения других транспортных средств или пешеходов.

Возврат задержанного авто не освобождает владельца от ответственности за нарушение ПДД.

Разработан и внесен в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается внести изменение в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации в части дополнения категорий лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению индивидуальными предпринимателями и работниками, состоящими с ними
в трудовых отношениях.

Учитывая недостаточную эффективность административного наказания в обстоятельствах, влекущих за собой непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, привлечение индивидуальных предпринимателей или работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, к уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации является объективно обоснованной мерой.

На заседании комитета рассмотрен и поддержан проект федерального закона № 442690-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения органа, уполномоченного составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) внесенный Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан и направленный в Тюменскую областную Думу в соответствии с выпиской из протокола заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17.03.2014 № 154.

Законопроектом предлагается наделить органы внутренних дел полномочиями по возбуждению административных производств по статье 5.61 (Оскорбление) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время возбуждение дел об административном правонарушении за оскорбление отнесено к исключительной компетенции прокурора.

На заседании комитета рассмотрено и поддержано обращение Законодательного Собрания Тверской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину о принятии проекта федерального закона, предусматривающего возможность наделения должностных лиц органов внутренних дел правом по составлению протоколов об административных правонарушениях, административная ответственность за совершение которых установлена законами субъектов Российской Федерации.

На заседании комитета рассмотрен и направлен председателю Тюменской областной Думы С.Е. Корепанову проект законодательной инициативы Тюменской областной Думы «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данный законопроект направлен на устранение неоднозначного толкования норм федерального законодательства при определении компетенции органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

На заседаниях комитета рассмотрены и внесены на обсуждение областной Думы 19 кандидатур для назначения их на должности мировых судей.

В соответствии с Планом работы Тюменской областной Думы на
2014 год комитет организовал проведение 2 мероприятия по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности населения:

1. 29 мая 2014 года состоялся Пятый областной форум «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».

2. 30 сентября 2014 года состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Законодательное обеспечение подготовки и переподготовки водителей
в автошколах Российской Федерации. Анализ качества подготовки водителей транспортных средств в Тюменской области».

 

 

Председатель комитета                                                          Ф.Г. Сайфитдинов