Наверх
Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ - версия для слабовидящих

24 апреля, Среда

Олег Гальченко: уровень сельских поселений местного самоуправления должен быть сохранен

19.01.2022 16:27:05

Олег Гальченко: уровень сельских поселений местного самоуправления должен быть сохранен

17 января состоялось внеочередное заседание Тюменской областной Думы, на котором был рассмотрен проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, разделяемым всеми государствами – членами Совета Европы. Это право наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне. Существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление. Защита и укрепление местного самоуправления в Российской Федерации положена в основу конституционного строя и гарантирована положениями статей 12, 133 Конституции Российской Федерации, которые преследуют принципы демократии и децентрализации власти.

В соответствии с ст.12 Конституции РФ, в России местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Данная правовая позиция базируется на постулатах Европейской хартии местного самоуправления 1985 года, в соответствии с которой под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

Вместе с тем предлагаемый законопроект фактически устанавливает возможность замены прямых выборов главы муниципальных образований (МО) на «назначение» его высшим должностным лицом субъекта Федерации. Де юре существующая возможность для реализации права граждан на равные и прямые выборы главы местного самоуправления (МО) ставится под сомнение и нивелируется законодательной возможностью досрочного прекращения полномочий главы МО по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (представитель исполнительной власти) по таким основаниям как «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления» или «выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства» (ст.ст. 21;23;30.).

При этом в законопроекте отсутствует право народа (единственного источника государственной власти) на отзыв как избранного представителя-депутата, так и главы муниципального образования. Лишая данной возможности население и передача полномочий по досрочному прекращению полномочий избранных органов местного самоуправления на уровень руководителя исполнительной власти, данный законопроект нарушает конституционные принципы разделения властей, демократии, децентрализации и принцип независимости органов местного самоуправления в решении местных вопросов.

Авральный режим принятия решения по проекту, со скоростью «на грани нарушения регламента» не позволяет провести всестороннюю оценку правовых последствий принятия законопроекта и его антикоррупционную экспертизу.

Депутат Тюменской областной Думы О.А. Гальченко

Теги: Олег Гальченко 


Возврат к списку